Так говорил Заратустра или Вечное возвращение

Классическая языческая идея о «Вечном возвращении», к которой пришёл Фридрих Ницше, поражает своей колоссальностью, чудовищностью, масштабом и абсурдом. Фатальная идея цикличности Бытия Вселенной и всех миров, находящихся в ней, приводит человека, глубоко осознавшего и прочувствовавшего её каждой клеткой своего тела, в состояние холодного ужаса ледяной, арктической пустыни. Зловещий «гипноз» индуистских кальп выворачивает сознание визионера наизнанку и вводит в состояние глубинного шока.

Мысль о «Вечном возвращении» явилась к Ницше в августе 1881 года, во время его путешествия из швейцарской деревушки Сильс-Мариа в Сильвапланд, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы. Именно в это мгновение он прочувствовал то, что позже охарактеризовал как «высшую формулу утверждения, которая вообще может быть достигнута»: время в его бесконечном течении циклично и повторяет одинаковое положение вещей. Через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всём весьма похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдёт ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз. Эта безжалостная идея исключает всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение.

Через 8 лет философская деятельность Ницше оборвалась в связи с помутнением рассудка. Болезнь не отступала от философа ни на шаг вплоть до самой его смерти 25 августа 1900 года. Обойдя весь положенный круг человеческой мысли, великий философ умер в полном безумии.

Тем, кто «Вечное возвращение» готов принять, по Ницше, является сверхчеловек. С 1883 по 1885 г.г. Фридрих Ницше пишет свою проникновенную книгу «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Русский философ Семён Франк так вспоминал о ней: «Я был потрясен  не учением Ницше,  а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги». Работа была замыслена как несущая идею «Вечного возвращения», идею сверхчеловека, идею воли к власти. По мнению Хайдеггера, ницшеанский Заратустра может учить о сверхчеловеке только будучи учителем «Вечного возвращения». Только сверхчеловек может вынести мысль о том, что игра жизни будет длиться бесконечно и что этот же самый миг и мир будут вновь и вновь повторяться. Сверхчеловеку не страшен абсурд такого круговорота жизни и он радостно приемлет свою судьбу. Только сверхчеловек способен принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты.

Получается, что с этой точки зрения, мир не имеет какой  то конечной цели, и всё в нём будет повторять себя неисчислимое количество раз. Выдвинув абсурдную, отменяющую глубинный, провиденциальный Смысл всего сущего, идею о «Вечном возвращении», Фридрих Ницше стёр границы между конечным и бесконечным, временным и вневременным, имманентным и трансцендентным. Для Ницше «Вечное возвращение»  одновременно и благословление, и проклятие, и радостная весть, и смертоносное учение. Это и высшее утверждение существования, величайшее «Да» жестокой жизни, и нигилистическая онтология, лишающая существование всякого смысла.

Помимо сверхчеловека, концепцию «Вечного возвращения» могут принять, не особо в неё погружаясь, «слепые» гедонисты, как бесконечную возможность предаваться пошлым и пустым развлечениям и удовольствиям, не обращая никакого внимания на вопрос об историческом Замысле Творца. Однако «Вечное возвращение» означает волю к утверждению и возобновлению всех моментов существования: и радости, и страдания, и счастья, и боли.

«Всё уходит, всё возвращается  вечно вращается колесо бытия. Всё умирает, всё вновь расцветает  вечно бежит год бытия. Всё погибает, всё вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия» (Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра).

Русский поэт символист Вячеслав Иванов в своей статье «Ницше и Дионис» писал в 1904 году: «Дух Ницше весь обращён к будущему, он весь в темнице времён. С трагическою силою повествует он, как открылась ему тайна круговорота жизни и вечного возврата вещей, этот догмат древней философии: Разве бы ты не бросился наземь и не скрежетал бы зубами, и не проклинал бы демона, нашептавшего тебе это познание? Но его мощная душа, почти раздавленная бременем постижения, что ничего не будет нового и в бесчисленных повторах того же мира и того же индивидуума, ничего нового  до этой самой паутины и этого лунного просвета в листве,  воспрянув сверхчеловеческим усилием воли, собравшейся для своего конечного самоутверждения, кончает гимном и благодарением неотвратимому Року».

«Вдаль  хочу я: и отныне
Только выбор мой со мной.
Мчится в пагубные сини
Генуэзский парус мой.
Всё блестит мне быстротечно,
Полдень спит в объятьях дня 
И око лишь твоё,
Как пасть чудовища,
Зияет надо мной,
О, бесконечность!..»
(Фридрих Ницше. Весёлая наука).

Гейдар Джемаль в своих лекциях неоднократно вспоминал о кочевниках  бедуинах древней Аравии времён Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые говорили, что они живут и умирают и над ними властен только Дахр (Рок, Время, Фатум). В иранском зороастризме Зерван присутствует, как воплощение высшей силы Рока, олицетворение времени и пространства, колесо Великого неба, которое крушит и ничтожит всё сущее, приводит и убирает в одну и ту же точку существования одну и ту же реальность, великий символ «Вечного возвращения равного» Этот визион привёл Фридриха Ницше к сумасшествию от ужаса.

Ницшевский Заратустра говорит в пользу жизни, страдания, круга. И эти три вещи  жизнь, страдание, круг  взаимосвязаны для него и являются одним и тем же. Ницшевский Заратустра  учитель «Вечного возвращения».

Многие исследователи проводили параллель между творчеством Ницше и Достоевского. Что касается космологического аспекта идеи «Вечного возвращения», то он представлен в сцене беседы Ивана Карамазова с чёртом: «Да ведь теперешняя земля, может сама  то биллион раз повторялась; ну, отживала, леденела, трескалась, рассыпалась, разлагалась на составные начала, опять вода, яже бе над твердию, потом опять комета, опять солнце, потом опять из солнца земля  ведь это развитие, может уже бесконечно раз повторяется, и всё в одном и том же виде, до чёрточки. Скучища неприличнейшая» (Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы). Чёрт Ивана Карамазова утверждает, что повторение будет точь-в-точь «до чёрточки».

Конечно же, цикличность (или «Вечное возвращение»)  это очень старая концепция восприятия мира как вечно повторяющихся событий. В Древнем Египте символом вечного движения и возрождения был жук  скарабей. Из Египта представление о цикличности проникло в Древнюю Грецию. Символ цикличности Уроборос (змея, пожирающая свой хвост) широко использовался в алхимии. Циклы времени также отражены в календарях майя, инков и ацтеков.

В 1930  х годах некоторые физики, включая Альберта Эйнштейна, предположили модель циклической Вселенной как альтернативу вечному расширению (гипотезе тепловой смерти). Предполагалось, что возникнув из сингулярности Большого Взрыва (момента единственности начала творения, не подчиняющегося ни одному из известных законов физики), Вселенная проходит период расширения, а после начинается обратное сжатие Вселенной в сингулярность (Большое сжатие), и весь этот цикл повторяется снова и снова. То есть, Вселенная существует в периоде между двумя сингулярными состояниями в постоянно повторяющемся цикле расширений и коллапсов. В 1934 году физик Ричард Толман дополнил эту модель в соответствии со вторым законом термодинамики, согласно которому энтропия может только возрастать: не вся энергия передаваемая от одного тела к другому будет полностью передана, потери неизбежны. Предыдущие циклы становятся всё более короткими и маленькими, сходясь к нулевым значениям, то есть снова приводя к Большому Взрыву (но не заменяя его). Впоследствии некоторые физики пришли к древнейшей концепции Мультивселенной  идее гипотетического множества всех возможных, реально существующих параллельных вселенных (включая и ту, в которой мы находимся).

Многие исследователи изменённых состояний сознания утверждают, что разработали методы изучения параллельных миров  Карлос Кастанеда называл это «сдвигом точки сборки».

Концепция множественности миров неоднократно упоминается в индуистских Пуранах  «в бескрайнем пространстве плавает бесчисленное множество яйцеобразных вселенных наподобие нашей, что покрыта слоёной скорлупою стихий, каждая из которых в 10 раз толще предыдущей» (Бхагавата  Пурана).

В индуизме также есть единица измерения времени  кальпа  «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха  юг (периодов по 4 юги). Кальпа с точностью до 5% совпадает с предположительным возрастом Земли (4,54  4,57 млрд лет). Ночь Брахмы знаменует собой уничтожение мира людей и гибель богов. Месяц Брахмы состоит из тридцати суток (тридцати дней и тридцати ночей, равных по продолжительности дню), что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы  из двенадцати месяцев. Брахма живёт сто лет (или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых он умирает и весь материальный мир уничтожается. Космос прекращает существование. Согласно «Бхагавате  Пуране», после того, как заканчивается жизнь Брахмы, весь космос входит в тело Маха  Вишну, заканчивая своё существование. По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, космос опять проявляется: из тела Маха  Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл кальп. Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни.

В индуистских доктринах  «Вечное возвращение»  это не буквальное повторение одного и того же, а лишь подобие в смысле метафизического тождества. Индуистская версия этой идеи не столь безысходна, как виделось Ницше, она предполагает онтологическую спираль, а не вечное колесо. «Возможность не может знать повторений одного и того же, как не может одно и то же число возникнуть дважды в числовом ряду» (Рене Генон).

Юга  в космологии индуизма  эра. Индуизм называет маха  югой четыре юги, сменяющие друг друга циклически следующим образом: золотая (Сатья-юга), серебряная (Двипа-юга), бронзовая (Трета-юга), железная (Кали-юга) эпохи. Далее цитирую Рене Генона: «В настоящее время мы находимся в 4-ом веке, в Кали  юге или в Тёмном веке, причём, согласно индуистскому учению, мы пребываем в нём уже более 6 тысяч лет Дойдёт ли современный мир до фатального конца того пути, на который он вступил?.. Мы думаем, что остановка на полпути более невозможна, и, согласно всем указаниям традиционных доктрин, мы вступили в наитемнейший период этого тёмного века, в эпоху диссолюции, из которой можно выйти только через страшный катаклизм».

Однако действительные цифры длительности циклов известны лишь узкому кругу жрецов, которые зашифровали их так, чтобы они не стали известны профанам. Так в официальных, доступных источниках указывается, что Кали-юга, например, длится 432 тысячи лет. Гейдар Джемаль приводил альтернативные данные по этому вопросу: «Главной единицей измерения циклического времени является так называемый большой год, который в западной традиции еще имеет название халдейского. Это время оборота Большой медведицы вокруг Полярной звезды, когда она описывает на небе полную свастику. Срок этого движения  25960 лет. В течение этого года Солнце последовательно пребывает в 12 зодиакальных знаках  созвездиях  по 2160 лет в каждом.

Время проявленного человечества (человеческого цикла)  2,5 халдейских года или 64800 лет Золотой век или Сатья-юга, длящийся в течение 4/10 общей длительности цикла, т. е. один халдейский год или 25960 наших лет; Серебряный век или Двипа-юга  19440 лет (3/10 срока); далее Бронзовый век или Трета-юга  12980 лет или 2/10 срока; и, наконец, последний, Железный век или Кали-юга, который длится всего 1/10 срока или 6480 лет.

Мы сегодня живем в самом конце Кали-юги  Железного века, однако как близко к концу, вычислить невозможно, потому что неизвестна точка отсчета, и невозможно рассчитать, с какого зодиакального знака, начинает Солнца движение внутри цикла. Это одна из наиболее охраняемых тайн жреческого сословия, ибо кто знает сроки, тот способен влиять на события».

В Коране есть аят: «День Аллаха  пятьдесят тысяч лет». Что означает «день»? Джемаль считал, что это длительность пророческого цикла внутри истории адамического человечества. Начало человеческого цикла и начало цикла Пророков не совпадают, так же как не совпадают конец истории и конец миссии Пророков. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был последним Пророком, однако после него уже прошло более 14  ти веков.

По мнению Джемаля, первый Пророк человечества Адам был послан к людям «Золотого века». Именно послан. Он не был, как считается, прародителем или первочеловеком. «Небесный Адам приходит к кроманьонцам  совершенным телесным оболочкам, наделенным слухом, зрением, воображением и даже способностью прекрасно рисовать при свете факелов на стенах пещер, но, увы! -лишенным духовной боли и чаяния «иного»\” (Гейдар Джемаль). Миссия Адама делит «Золотой век» пополам. Мы помним, что, согласно Ведической традиции, длительность человеческого цикла составляет 64800 лет. «Золотой век» длится 4 десятых этого срока (25960 лет), то есть Адам приходит к человечеству через 12980 лет после начала цикла. «Если бы Адам пришел к людям в начале цикла, длящегося 64800 лет, а при этом расстояние по времени между ним и нашим Пророком (милость ему и благословление) предполагается в 50000 лет, это означало бы, что мы живем еще в предыдущей юге! А все метафизические системы большой Традиции настаивают на том, что мы живем в самом конце Кали-юги, которая, напомним, продолжается всего 6480 лет» (Гейдар Джемаль).

Всемирный потоп и деятельность Пророка Ноя делит пополам «Бронзовый век». Потоп, произошедший приблизительно 13 тысяч лет назад, уничтожил величайшую цивилизацию Атлантиды, великолепие и гибель которой описаны Платоном, получившим это знание от египетских жрецов. Многие исследователи полагают, что Пророк Ной действовал именно в Атлантиде.

Итак, Адам приходит к человечеству через 12980 лет после начала цикла. Если прибавить к этому 50 тысяч лет «Дня Аллаха» (срок миссии Пророков во времени), то получается, что после Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) до конца цикла остаётся 1820 лет (64 800  12 980  50 000 = 1820). Из этого числа лет мы сегодня прожили приблизительно 14 столетий (следует учитывать разницу в календарях  лунном и солнечном), стало быть до конца Кали-юги и до событий окончательного итога остаётся порядка 360  380 лет.

Следует особо подчеркнуть  Джемаль считал, что для нас (нынешнего человечества) отнюдь не определено, что именно наш цикл станет тем, на котором завершится бесчисленная вереница предыдущих. «Перед каждым человечеством, канувшим в бездну, ставилась та же самая задача, что и перед нами: стать последними!» (Гейдар Джемаль). В Святом Коране говорится: «До вас были поколения, которые были мощнее, чем вы и взрыли землю глубже, но разве ты  Мухаммад) слышишь от них хотя бы шорох». Не стоит ассоциировать эти слова с цивилизациями древней истории, «шорох» от них мы слышим, хотя бы археологический.

Задача перед сегодняшним человечеством стоит поистине титаническая  за считанные столетия решить собственную судьбу: уйти к предшественникам в глубокую бездну Ничто или стать теми, на которых «дурная бесконечность» завершится. Последнее, учитывая теперешнюю ситуацию в мире людей, стремительно несущихся в окончательный дьявольский омут, сродни уникальному онтологическому чуду.

Мы либо выходим на линейную, финишную прямую провиденциального завершения кровавой Истории, с приходом имама Махди и Мессии Исы ибн Марьям (мир ему!), но они придут лишь тогда, когда им будет к кому прийти. Наша Победа с их великой помощью отнюдь не гарантирована, ибо мы должны заслужить их явление. Либо безжалостное, роковое Колесо Сансары совершит свой очередной фатальный поворот, Вселенная будет «закрыта», и космос в очередной раз переживёт процесс «Вечного возвращения».

НИКИТА БАРАНОВ