Киргизстан: сложная простота в гендерном вопросе

Категория: 
Киргизская женщина и юрта

Введение

Гендерный вопрос является одним из ключевых, фундаментальных и сквозных в Киргизстане. Осознанно или неосознанно, каждый человек ежедневно вовлечен в эту тему, проецирует свое сознание, идеи, ценности и воспитание на взаимоотношения между людьми и между полами. Интересы и взгляды женщин и мужчин на одни и те же явления различны и противоположны. По этой причине гендерные споры вызывают разломы в общественном сознании, дебаты на эту тему обычно проходят жарко и остро, вызывая раскол в семьях, коллективах, общинах и т.д.

В Киргизстане идет война полов: факты семейного насилия, психологического, физического и сексуального насилия в семье практически ежедневно отражаются в СМИ, обсуждаются в органах власти и в социальных сетях, принимаются решения и нормативно-правовые акты. Обычно почти во всех случаях применения насилия женщины являются жертвами. Журналисты, местные и международные эксперты, представители власти отмечают, что в стране остро стоят вопросы гендерного неравенства, и видят причину в том, что социально-экономическое положение мужчин и женщин неравное и бесправие подавляющего числа женщин стало одним из главных трендов общественной жизни. Организация Human Rights Watch в своем отчете за 2015 год утверждает, что домашнее насилие настолько широко распространено в Киргизстане, что треть женщин в возрасте 15-49 лет подвергается насилию дома. 

Официальная статистика, которая по объективным причинам фиксирует не все факты злоупотребления правами женщин, говорит о том, хотя брачный возраст законодательством определен в 18 лет, 1% женщин вступают в брак, не достигнув 15 лет, а 12-15% женщин вступают в брак, не достигнув восемнадцатилетнего возраста. Главным образом, это – религиозный брак «никах», освящаемый религиозными деятелями. В незарегистрированных браках трудно отслеживать произвол против женщин и мужчины легкомысленно пользуются формулой мусульманского развода. Обычно в таких семьях дети после развода остаются без правовой и социальной защиты. Согласно Национальному статистическому комитету, число официальных разводов составляло 17% от числа официальных браков в 2015 году.  

По данным правозащитных организаций, ежегодно в Киргизстане похищаются 12 тысяч невест, из трех миллионов женщин страны 150 тысяч побывали похищенными невестами. Похищение невест – обычай киргизов, сохраняющийся с кочевого прошлого. Принуждение к браку стало нормой в обществе. Романтический брак в основном практикуется в городах. 

В традиционных семьях начинает распространяться затворничество. Женщинам отказано в праве работать, учиться после 9 лет неполного среднего образования, выходить из дома одной без сопровождения и т.д. В семьях с трудными жизненными условиями мужчины вынужденно разрешают своей жене искать работу (обычно низкооплачиваемую) и мигрировать в Россию и Казахстан.

В стране есть феминизм. По оценке российских социологов, феминистки очень свободно и грамотно говорят о многих несправедливых явлениях в отношении женщин в киргизском обществе. Они во многом более прогрессивные, идеологически грамотные и активные, чем, например, российские феминистские группы.

По причине многочисленных нарушений прав женщин в 2015 году Механизмы ООН по правам человека выделили тему женщин как третье по важности тематическое направление для защиты и поощрения их прав. Механизмы ООН обратили особое внимание на насилие в отношении женщин и девочек, такие элементы как похищение невест, домашнее, гендерное и сексуальное насилие, вредные традиционные практики, принудительные и ранние браки и т.д.  

Таким образом, гендерный конфликт налицо и определен он не только мировоззренческой дихотомией «традиционализм – либерализм», как оценивается большинством экспертов, но и набором второстепенных нерешаемых проблем и противоречий. 

Почему возникает такая ситуация? В чем корень этих общественных проблем? При поиске ответов на эти вопросы в данном материале акцент будет ставиться на мировоззрении, на сознании как первичном факторе в общественных отношениях. Решение тех или иных проблем в обществе зависит от понимания мира. Точки зрения формируются исходя из мира идей и символов – той инстанции, дающей обществу обоснование штамповать человеческие существа по своему усмотрению и лекалам или дающей человеку смысл жизни. 

Интересно было бы также и предположение о том, что описание и анализ проблемы, и выводы данного материала можно с большей или меньшей вероятностью экстраполировать на другие страны Центральной Азии (ЦА), хотя они и политически и экономически различаются. Все страны ЦА в социальной сфере разделяют общие черты, такие как патриархальный/традиционный уклад жизни, поверхностная модернизация, невысокий уровень урбанизации,  преобладание сельского образа жизни над городским и т.д. Этот уклад жизни и, следовательно, приоритет традиционных, кровнородственных, клановых сетей/структур влияют на политические решения и экономические процессы, что в свою очередь влияет на гендерные отношения. 

Гендерный вопрос в призме трех центров мировоззрения

Много материала написано на тему гендера в Киргизстане и сейчас есть необходимость посмотреть на проблему с новаторским подходом. В этих целях уместнее всего использование методологии Гейдара Джемаля о трех центрах мировоззрения. 

Согласно этому подходу, в современном мире различаются три центра мировоззрения: традиционализм (язычество, но не только), монотеизм (ислам) и либерализм (модернизм). Многие наши современники поспорили бы о том, что ислам не отделен, а является частью традиционализма из-за того, что он консервативен, связан с метафизикой, теологией, и в целом также из-за современного подхода, приравнивающего все религии. Однако разницу между двумя мировоззрениями можно легко понять, сравнив их философские (онтологические) основы, жизненную практику (социальные нормы) и нормы права. 

В наше время традиционализм изучается и с ним знакомятся в произведениях Рене Генона, Юлиуса Эволы, Фритьофа Шуона и других. Традиционализм – комплекс религиозно-философских доктрин, который рассматривает человека как одну из манифестаций бытия и напрямую связан с естественными религиями, основанными на созерцании, коллективном опыте, вековой мудрости и «растворении» в бытии, поиске и нахождении гармонии с бытием. Поскольку традиционализм всеобъемлющ, в течение веков ему удалось переиначить авраамические религии – иудаизм и христианство – и интегрировать их в тело традиции. 

В метафизическом плане традиционализму характерно понятие травмы, разрыва, потери гармонии и слияния с бытием, тоски по потерянному раю. По этой причине в обществе человек постоянно испытывает неизбывное томление, беспокойство, неудовлетворенность, мучительно-дискомфортное состояние, которые разрешаются через теургию (практику традиций, обычаев, религиозных и культурных норм, способов единения с Богом), мистицизм и поиск истины, которая сконцентрировано выражена в нахождении гармонии и слиянии с бытием. Человек хочет вернуться в существовавшее до разрыва состояние. Для понимания мира человеку служат мифология, созерцание, языческие обряды как отражение природно-космических сил и бытия и слияние с ними. Свое существование человек объясняет существованием внечеловеческого, надчеловеческого фактора; в самом себе он видит продолжение Создателя и в своих знаниях стремится вернуться к нему, чтобы убрать с себя вину, несоответствие и изгладить ошибку. 

В традиционализме порядок на земле определяется высшим порядком на Олимпе, на Небе. В политическом плане традиционализму характерна монархическая форма правления, с верховным правителем во главе (фараон, царь, император, король, султан, хан и т.п.), наследственной и/или служилой знатью (аристократия, дворянство), как силовым и управленческим пулом, и духовенством, освящающим действия и решения правителей и знати, дающим объяснения о смысле и предназначении человека, монополизирующим знания о бытии, природе и человеке. В экономическом плане традиционное общество зиждется на сельском хозяйстве, торговле, различных промыслах, где основную производственную функцию выполняют невольники (рабы и крепостные крестьяне) и вольные люди (купцы и ремесленники). (История пока не дает примеров, как традиционализм может быть совмещен с  научно-технической революцией). 

В социальном плане традиционное общество жестко структурированно и разделено по сословиям и кастам. Классические сословия и касты на примерие варн – это брахманы (духовенство, жречество), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы и торговцы) и шудры (крестьяне). Естественно, большими привилегиями и правами обладают брахманы и кшатрии. Вайшья и шудры не владеют всей полнотой прав. Неудивительно, что в традиционном обществе доминирует осознание своей принадлежности к сословиям, кастам и кланам. Родоплеменное общество, несомненно, представляет  собой традиционализм хотя и в периферийной и зачаточной форме. В культурном плане люди традиционного общества руководствуются религиозными нормами, следуют опосредованным через духовенство божественным указаниям, примерам мудрецов, старцев, святых, выполняют свое данное сверху предназначение, ценят понятия греха и судьбы и подчиняются велениям Бога. Юдоль земная – конкретные условия жизни человечества с лишениями, тяготами, гнетом и превратностями судьбы в разных исторических эпохах доступно и убедительно объясняются в традиционных религиозных доктринах.  

Итальянский философ, апологет, идеолог и теоретик традиционализма, Юлиус Эвола, в своих книгах «Метафизика пола» и «Восстание против современного мира» разбирает гендерный вопрос. Согласно его воззрениям, в вопросах пола, как и в других сферах, точка зрения Традиции основывается на соотнесении реальности и символа, действия и ритуала. На таком соотнесении основывалось понимание проблемы пола, на нем строились отношения между мужчиной и женщиной в любой цивилизации. Пол (гендер) в традиционализме (языческой метафизике) предстает неполным половинчатым бытием, которое некогда было целым, полным и самодостаточным, но впоследствии разделилось на две части, два начала – мужское и женское. Однако, несмотря на первоначальное разделение, эти два начала в своем райском измерении были прямыми проводниками божественной воли; находились в состоянии гармонии, счастья, притяжения и не знали вражды.

После грехопадения (разрыва) мужское и женское начало пришли в совершенно иное состояние, исполненное своеволия и взаимной вражды, продолжающееся доныне. Оба начала имеют архетипический идеальный прообраз: Абсолютный Мужчина (носитель принципа динамической воли и логики) и Абсолютная Женщина (носительница принципа восприятия и любви). Их союз есть высочайшая мистерия, исполненная гармонии и содержащаяся вселенскую тайну, союз, соединяющий мужское и женское начала в нерасторжимое единство – Божественный Андрогинат. На пути к единству мужчина должен становиться все более мужчиной, а женщина – женщиной, после установления духовного контакта с мужским и женским (для каждого пола отдельно) со своим Идеальным Прообразом, преодолевать свою экзистенциальную потерянность. Если соединение не осуществлено, то человек ощущает беспокойство, томление, неудовлетворенность, впадает в мучительное требующее разрешения дискомфортное состояние. Отсюда, в традиционализме (в теории, а не на практике) важно найти идеальный тип взаимоотношения полов – состояние равновесия и взаимодополнения, причем в этом верховная роль принадлежит мужчине. Если же гармония нарушается и один из полов преобладает, то деградируют оба начала. Предлагаемая гармония в истории воплотилась в то, что будет описано ниже.  

У многих философов (Аристотель, Соловьев, Бердяев, Розанов, Флоренский, Булгаков) мужчина олицетворяет активное, деятельное, динамическое, инициативное, разумное, рациональное, светлое начало (китайский ян, индийский пуруша); сверхъестественный, сверхприродный, спиритуальный принцип. Женщина же, напротив, – рецептивное, страдательное, пассивное, статическое, иррациональное, темное, пониженное начало (китайский инь, индийский шакти); принцип природы, «естественного мира», активная матрица всех обусловленных внешним миром форм, выполняющая творящую, почти божественную функцию, как добавляет Фритьоф Шуон. Кроме того, физическое различие полов символизирует собой различие духовное. Существо является мужчиной или женщиной физически только потому, что оно принадлежит к данному полу духовно. Мужчина и женщина представляют собой два различных типа, и тот, кто родился мужчиной, должен во всех областях и во всех случаях совершенствоваться именно как мужчина, а кто родился женщиной, то, соответственно, женщиной. 

Мужчина утверждается в жизни, лежащей по ту сторону жизни, через действие и созерцание, чему соответствует абсолютное предание женщины другому существу, полной отдачи возлюбленному мужчине или сыну. В этом она находит смысл собственной жизни и радости, оправданности своего существования. Отсюда то, что женщина в традиционных цивилизациях была зависима от мужчины: через отца или мужа она входила в сакральную иерархию, высшую касту ариев в Индии; в Древнем Риме с детских лет она была под властью отца, вождя или жреца своего рода и могла быть продана в рабство. (Вообще-то дети могли быть также убиты по римскому праву отцом или проданы в рабство трижды. Только после третьего освобождения они могли быть свободными от отца и не быть проданы повторно. 

Такой же закон действовал также в Древних Афинах). В Элладе от рождения господином дочери был ее отец. В Афинах женщины не считались гражданками полиса. Аристотель видел происхождение государства в селениях, образовавшихся из патриархатных семей, где власть отца семейства над женами, детьми и рабами была неограниченна. В Древнем Китае, когда женщина покидала отцовский дом в дом мужа, она оставляла там все, даже имя. Все, что она носила, чем и кем она была, ее личность принадлежала тому, кто был ей дан как супруг. Законы Ману не только запрещали женщине иметь собственную инициативу и предписывала ей быть собственностью отца, супруга и сына, но и утверждали: «Даже если поведение супруга дурно, если он увлекается другими женщинами и сам не имеет достоинств, все равно жена должна почитать его как бога». 

Женщина в Индии достигала небес, если она следовала за мужем и входила в погребальный костер и уходила в мир смерти вслед за супругом. У древних германцев женщины лишали себя жизни, если их мужей и возлюбленных убивали на войне. У древних славян живая вдова считалась бесчестием рода и славянки, не желавшие переживать мужей, добровольно сжигались на их погребальных кострах. В древности в семитских племенах все лица женского пола, у которых умер муж или нареченный жених, назывались вдовами и носили серое, похожее на мешок, одеяние. Перед роком были равны и десятилетняя девочка, и престарелая матрона. Бездетную вдову, у которой кончались средства к существованию и которая не могла вернуться в отчий дом, изгоняли из общины, если не предусматривался левират. 

Гендерное неравенство в традиционном обществе проявляется всюду. В критических ситуациях в древности в языческой цивилизации убивали девочек. Например, по Карамзину, у славян-язычников мать  имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Девочек-младенцев умерщвляли и в древнеарабском обществе до начала VII века. По сегодняшний день можно видеть и наблюдать, как живучи традиционные взгляды. 

Согласно Ф. Шуону, христианское богословие, основательно занимающееся вопросами греха, иногда относится к женскому полу с явным пессимизмом; массовое консервативное христианское движение в США «Верные слову» (“Promise keepers”) считает, что превосходство мужчины над женщиной задано изначально, поскольку он создан по образу и подобию божьему. В Индии – крупнейшем оплоте и духовной сокровищнице традиционализма – женщины обязаны уважать и чтить своих мужей, потому что они живое воплощение бога Рамы. По сведениям канала «Аль-Джазира», в индийской касте «перна» с былых времен по сей день принято так, чтобы женщину после замужества и рождения первого ребенка муж и его родственники заставляли заниматься проституцией и у нее нет возможности к отказу и бегству из своей общины. 

В наши дни из 11 миллионов брошенных детей в Индии 90% составляют девочки. Причина в том, что семья девушки на выданье должна обеспечить семью жениха нескромным приданым и поэтому родители в дочерях видят финансовое бремя и предпочитают детей мужского пола. Кроме того, зародыши женского пола становятся жертвами абортов и, когда возникает искусственно созданный дефицит девушек для женитьбы, организованная преступность через каналы торговли людьми поставляет несовершеннолетних девочек желающим жениться мужчинам. По наблюдениям синолога Алексея Винокурова, современные китайцы относятся к женщинам чуть получше, чем к привидениям. Рождение девочки в традиционном Китае часто воспринималось как несчастье. Она не могла подносить дары предкам и просить их о чем-либо. Без сына, как наследника и просителя, семья могла испытать гнев предков, которые лишившись даров, оставались голодными. 

Отношение китайцев к женщинам емко резюмировал Конфуций: «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть». Даже в период правления Ден Сяопина, если ожидалась девочка, то плод вытравливали или новорожденных девочек убивали сразу после рождения. Аналогично, как в Индии, в Китае с течением времени из-за гендерной диспропорции торговцы людьми наладили продажу женщин будущим мужьям. Предвзятость к женщинам видна и в иероглифах.

 

Китайские иероглифы в японском языке означающие «женщину» и «шум, дебош, безнравственный, плохой». 
 
Многие слова с негативной коннотацией (вред, грубость, безрассудный, заблуждение, ненависть, зависть, сердиться, затруднять, препятствовать, странный и т.д.)  в японском языке имеют элемент «женщины». 

В философии традиционного права как духовном явлении и специфической формы общественных отношений мы находим подтверждения гендерному неравенству. В Древней Греции женщина в течение своей жизни не имела личных прав, в Древнем Риме после замужества она юридически приравнивалась к дочерям мужа или сестрам сыновей и не обладала гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Согласно римскому праву, ими обладал только глава семейства (отец, дед), они и выступали опекунами женщин в гражданских правоотношениях. Во многих традиционных обществах – Древнем Вавилоне, Египте, Иудее, Греции и т.д. – после смерти мужа жена оставалась в семье мужа, согласно обычаю левирата, чтобы не терять пользу от заплаченного за нее выкупа. В Европе в средние века в целях сохранения собственности в семье, под давлением клана мужа вдову вынуждали вступать в брак с родственником мужа (кузеном, дядей и т.д.). Однако это происходило редко. Чаще всего она уходила в монастырь и сосредотачивалась на служении Богу и благотворительности, поскольку повторное замужество клеймилось. 

В Европе своим отношением к женщине особенно отличились англичане, у них в высшем обществе избиение мужьями жен было нормой. В Англии в 1753 году приняли закон о браке, до этого браки не регистрировались и развод был невероятно дорогостоющей процедурой. Конечно, все женщины находились в полном подчинении мужей. После введения закона англичане ввели практику продажи жен на городской площади через аукцион. Наибольшая популярность продаж жен пришлась на период с 1780 по 1850 годы. Последний факт продажи жены был зафиксирован в 1913 году. 

Единственно гендерное неравенство в некоторой степени сглаживалось в кочевом обществе. С одной стороны, из-за суровых условий жизни в степи, где каждая рабочая активная единица на счету, производство и потребление материальных благ совместно, мужчины делили обязанности с женщинами наравне, хотя распоряжались и владели общим движимым имуществом. С другой – кочевникам характерны внутреннее состояние свободы и господство воли над внешними объективными проявлениями бытия. Кочевницы умели ездить на конях и пользоваться оружием наравне с мужчинами. И при этом, тем не менее, Чингисхан в одном из завещаний наставлял следующие поколения не относиться к словам женщины слишком серьезно. 

Монотеизм – комплекс религиозных учений пророков, начиная с Адама (АС) и продолжаясь до Мухаммада (САВ), который рассматривает человека как орудие замысла Аллаха и возлагает на человека особую миссию на земле. Монотеизм не предписывает созерцание, полагание на коллективный опыт, вековую мудрость, уважение и трепет перед бытием, поиск гармонии с ним. Всевышний в монотеизме не тождественен этому миру и всем манифестациям бытия. Он – Трансцендентен, Велик, Вечен, Един, и никто из существ не может описать Его сущность и показать его местоположение, постичь Его материальными органами или воображением,  потому что разум и способности человека ограничены. Его нельзя видеть глазами, нельзя осязать или обонять. В исламской теологии единобожникам предписывается подчиняться велениям Бога, раскрываемым в Священном Коране и объясняемым в Сунне Пророка (САВ), выполнять свой религиозный долг, укреплять веру, соблюдать столпы ислама, готовить себя, свою семью и свою общину к Судному дню и многое другое. Вера в бытие и поклонение ему считаются политеизмом. Поэтому сознание монотеиста – оппозиция бытию. 

Согласно канонам ислама, изначально власть над всем сущим принадлежит Аллаху. В человеческом измерении в исламе власть принадлежит религиозной общине и лучшим ее представителям. В первом веке ислама, кроме самого Пророка (САВ), это были четыре праведных халифа: Абу Бакр, Омар, Осман и Али. В экономике ислам может опираться на любую отрасль хозяйства, любую деятельность по извлечению доходов, кроме запрещенных (игорный бизнес, криминал, производство алкогольных продуктов и продуктов из свинины, проституция и т.д.). Мусульмане как члены общины должны считаться братьями и сестрами, соответственно, нет социальной иерархии, символизирующей некий высший порядок; нет также посредника между Богом и человеком. Есть социальное неравенство, но оно сглаживается обязательным годовым налогом (закятом) и добровольными пожертвованиями. Главная цель в жизни мусульманина – заслужить довольство Аллаха, выполнить свой долг, поклоняться и подчиняться велениям Бога. Отсюда исходит акцент на благочестии, праведности,  самопожертвовании на пути к цели общины, крепости братских уз и т.д.   

Мужчины и женщины равны в исламе в служении и поклонении Всевышнему. Согласно Корану и Сунне, пол не имеет никакого влияния на вознаграждение и наказание в будущей жизни. В исламе ясно говорится, что мужчина и женщина имеют равный статус перед Всевышним, и только благочестие возвышает одного человека над другим. В противовес другим религиям (традиционализму) женщина не является источником греха или зла.

В гендерном аспекте, мужчина и женщина – два различных существа с неодинаковыми миссиями в ближней жизни, природой, потребностями, объемами обязанностей и прав. Родители почитаются мусульманами как люди, находящиеся по степени важности на втором месте после пророков. Поэтому, по хадису, под ногами матери лежит рай. В общине на мужчин возлагается защита чести родных сестер, родственниц, жен и мусульманок, помощь им в трудных ситуациях, милость к ним и т.д. В одном хадисе Пророк Мухаммад (САВ) говорил: «Почитает женщину только благородный, а унижает ее только подлец». В общине от женщин требуется быть послушными Богу, скромными, терпеливыми, праведными, благонравными, красивыми, прилежно выполняющими свой долг по отношению к Богу и общине. Женщина в Исламе имеет право на свое мнение, идеи, предложения. Множество свидетельств времен Пророка (САВ) подтверждает то, что женщины напрямую обращались к нему с вопросами, высказывали свое мнение относительно религии, социальных и политических вопросов. Ат-Тирмизи приводит в пример следующий хадис: «Требование знаний обязательно для каждого мусульманина и мусульманки». Поэтому женщина имеет право на образование, в том числе и для того, чтобы через хорошее образование, высокое сознание и огромное влияние на своих детей быть их талантливой воспитательницей. Первый университет в мире (в Марокко) основала мусульманская принцесса Фатима аль-Фихри в 859 году. В этом марокканском университете Аль-Карауин, который находился на территории мечети, для мужчин и женщин преподавали не только богословие, но и медицину, математику, химию, историю, географию и прочие дисциплины. 

Женщина имеет право на работу и считается, что мужчины и женщины имеют одинаковые способности к обучению и творчеству. Однако здесь могут быть ограничения из-за естественных различий и учитывая эти различия некоторые виды работ больше подходят мужчинам, а некоторые – женщинам. Это ни в коем случае не умаляет труд и достижения кого-либо из них. Также она имеет право не работать, если она не хочет. В политике ислам дает женщинам право высказывания по любому общественному вопросу, иметь голос, занимать важные посты в управленческих структурах и участвовать в политической и общественной жизни общины. История свидетельствует о том, что Абдуррахман ибн Ауф советовался с множеством женщин, прежде чем предложить кандидатуру Усмана ибн Аффана (574-656) на пост третьего праведного халифа. 

Юридически ислам признает равенство, уникальность, особенности, способности и права мужчины и женщины. Ислам признает равное духовное начало как в женщине, так и в мужчине. В гражданском праве (если применять аналогии со светским позитивным правом здесь и далее) женщина-мусульманка имеет полное право принять или отклонить предложение о замужестве, а также после замужества имеет право сохранять свою фамилию; имеет право на собственность и доходы/заработок, которые принадлежат только ей и она тратит их по своему усмотрению, если это не противоречит нормам шариата. Мужчина должен обеспечивать семью, то есть тратить свой заработок на жену и детей. Женщина, как и мужчина, имеет право на защиту своей чести и уважение собственного достоинства. Согласно шариату, должен подвергнуться наказанию тот, кто возводит клевету на женщину или злословит о её чести. Также женщина вправе посещать своих родственников и ходить в гости к подругам. Главное, чтобы это не отвлекало ее от ухода за мужем, воспитания детей и заботы о доме. Равенство проявляется и в паломничестве (хадже): если состоятельный человек (мужчина или женщина) по состоянию здоровья не может совершить хадж, то он может нанять другого человека совершить хадж за него и хадж засчитывается за нанимателем. При этом фактически совершившее хадж лицо может быть представителем другого пола. 

Женщина имеет право на наследство и, по положениям шариата, дочь должна получить долю равную половине доли брата после смерти родителя. Шариатские правоведы объясняют это тем, что доля сына вскоре уменьшится, поскольку от него требуется выплатить махр будущей жене, готовить дом для будущей семьи, обеспечить его всем необходимым, обеспечивать семью и удовлетворять все потребности жены и детей. У женщины нет никаких обязанностей по отношению к членам своей семьи, она даже не обязана содержать себя. Тогда как доля же мужчины постоянно уменьшается из-за множества обязанностей, возложенных на него, доля женщины останется целой. 

В шариатском уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве обычно призывают в свидетели мужчин. Если таковых нет, для доказательства каких-либо прав нужно свидетельство двух мужчин или одного мужчины и двух женщин. Шариатские правоведы указывают здесь на особенности психики женщин.  Аллах, по своей мудрости, создал женщину очень эмоциональной и чувствительной, чтобы она могла выполнить свои функциональные обязанности в жизни: зачать, рожать, вскармливать грудью и воспитывать, что больше всего нуждается в нежном сердце, нежных чувствах и эмоциях. 

Поскольку женщина, по своей природе, эмоциональна, чувствительна и обладает порывистым характером, что может повлиять на её свидетельство, божественная справедливость требовала, чтобы женщина не свидетельствовала при рассмотрении тяжких уголовных преступлений. Это потому, что если женщина окажется свидетелем убийства, она не будет в состоянии овладеть собой и не сможет сохранить спокойствие и хладнокровие. Она не останется, а бросится бежать, а если не сможет убежать, то закроет свои глаза, чтобы не видеть подобное страшное преступление. Причиной этого является её врождённые свойства и это, несомненно, влияет на её свидетельство. Семья и статус женщины в ней отнимают много времени и она не часто может быть в офисе, совершать сделки и т.д. В предпринимательских делах часто возникают свякие финансовые споры и конфликты. Так как ум женщины больше занимают вопросы семьи и из-за неопытности в делах, она может упустить детали и привести ложное свидетельство. Во избежание этого требуется, чтобы вторая свидетельница могла напомнить ей, если она ошибется. Свидетельство одной женщины безоговорочно принимается в женских вопросах (девственность, роды, половые недостатки женщины и т.п.).  

В брачных отношениях мужчина, следуя образцу Пророка (САВ), мусульманин должен обладать хорошим нравом, быть милостивым и благосклонным к супругам, т.к. они находятся по его руководством, уважать и не оскорблять супруг, обходиться с ними хорошо. Перед тем, как жениться, мужчина выплачивает будущей супруге махр (имущество, выделяемое при заключении брака), ценность которого она указывает сама, которым она распоряжается по своему усмотрению и которого должно хватить на жизнь до следующего замужества в случае развода. Женщина после никаха может потребовать от мужа отдельного проживания от его родственников. Если у нее есть собственность до замужества, то она сохраняет его при вступлении в брак и распоряжается по своему усмотрению. 

Формула развода легка для мужчин и имеются юридические тонкости – кто инициирует развод и каким последствиям подвергается. Ислам не приветствует развод и, согласно хадису, Аллах не любит тех, кто женится и разводится лишь ради наслаждения. Разводиться с женой, оставлять семью, детей без веских причин осуждается шариатом. Мужчина, практикующий частую женитьбу и развод, теряет престиж и уважение в мусульманском обществе. После развода дети остаются с матерью до ее следующего замужества, после чего шариатский суд или обоюдное согласие решает, кому оставлять детей. 

До совершеннолетия детей на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и т.д. Ислам допускает многоженство (не более четырех) при условии, что равно и справедливо относится к своим женам (в том числе и с эмоциональной точки зрения). Пользу в этом ислам видит в оберегании мужчин и женщин от прелюбодеяния, защиты женщин (женщин больше, чем мужчин, и каждая женщина может быть в обеспечении мужчины) и увеличения потомства. При желании женщина, выходящая замуж, может во время заключения брака потребовать в брачном контракте, чтобы ее муж взял в жены вторую жену только с ее согласия или вовсе не брал. В браке забота о родителях лежит на плечах мужа, это – его первая обязанность, затем идут жена и дети. Для женщины – сначала муж, потом дети и родители. 

В исламе есть ограничения для женщин. Например,  определенные различия в требованиях к одежде мужчин и женщин вследствие их физиологических особенностей. Есть также запрет на поездку/передвижение женщине одной в целях ее безопасности и предотвращения посягательства не ее честь и достоинство. В поездке ее должны сопровождать ее муж или ближайшие родственники. Ношение закрытой одежды регулируется Кораном и сунной; мусульманки воспринимают это как форму поклонения, возложенную Богом обязанность. Носить или не носить хиджаб – только между мусульманкой и Богом, и не отцом, братом или шариатом. 

Либерализм – комплекс политико-правовых и социально-экономических учений, начиная от английских философов XVII века, философов Просвещения и до наших дней. Наиболее выдающиеся философы-рационалисты, фундаментально обосновавшие либерализм, – Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Вольтер, Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо и др. Либерализм возник в специфических условиях Западной Европы и своими корнями уходит в Ренессанс и Реформацию. Он зародился как реакция на господство монархии и клерикализма и злоупотребления ими властью. С Нового времени права и свободы человека становятся правовой основой общественного порядка, возникает естественное и позитивное право. Монархи и клерикалы, обладавшие высшей истиной и бывшие сакральными инстанциями, куда обращали взоры, чтобы услышать волеизъявления, были подчинены закону; власть была передана буржуазии, людям свободных профессий и бюрократии. 

Вся традиционная структура общества была пересмотрена и были образованы классы (буржуазия, рабочие, крестьяне и т.д.). Человек из представителя сословия, касты и клана стал индивидом (неделимым). Вся сложная, мозаичная идентичность традиционного человека – сословие, этнос, землячество, клан – была упразднена. Человек остался сам с собой (атомом) и дальше его уже нельзя стало делить. Мир же стал мастерской, где человек, вооружившись наукой и верой в бесконечный прогресс, стал хозяином, совершил индустриальную, политическую и социальную революцию. Капитализм стал господствующей системой и подчинил общество в своих интересах. Все символы и практики традиционного общества были объявлены отсталыми пережитками, с которыми надо бороться. Ориентация на материальный мир стал господствующим трендом, а духовный мир оставили на выбор каждого индивида. Западный мир как носитель Модерна подчинил своему господству весь земной шар. 

В современной политологии либерализм – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и свобод человека, верховенство права и закона (в том числе над волей правителей), равенство всех перед законом, выборность органов власти, неприкосновенность частной собственности, свободу торговли и предпринимательства т.д. С этой точки зрения авторитаризм и тоталитаризм есть антитеза либерализму. Нелишне также напомнить иную интерпретацию либерализма, взятую из традиционализма. 

Французский философ-традиционалист, Рене Генон, в своей книге «Кризис современного мира» пишет о том, что человечество живет в темном веке уже 6 тысяч лет. Согласно циклической доктрине, до этого оно жило в золотом, серебряном и бронзовом веках, где примордиальная духовность сохранялась, но со временем затемнялась. Постепенно истины, ранее доступные всему человечеству, становятся все более сокрытыми и недосягаемыми, т.к. число тех, кто ими владеет, со временем уменьшается. Связь с «нечеловеческой» предвечной мудростью, с порождающим Принципом, не теряется. Циклическое развитие идет в нисходящем направлении, от высшего к низшему, потому что развитие всякого проявления с необходимостью предполагает постепенно ускоряющееся движение в сторону удаления от порождающего Принципа пока не достигнет предела и движение не прекратится. Сам Принцип выражает чистую духовность; процесс нисхождения приводит к прогрессирующей материализации.

Таким образом, либерализм в призме традиционализма – это крайняя точка в развитии, после преодоления которой начнется процесс восхождения к Принципу. Более того, либерализм (модернизм), неважно в какой форме (либерализм как течение, тоталитаризм, авторитаризм, коммунизм), – не только крайняя точка, но и антитеза традиционализму. Либерализм отрицает метафизику, ничтожит данную Небом сакральность, сомневается и не доверяет сверхъестественному порядку вещей; ему свойственны чувственный опыт, ощущения, вера в то, что материально и измеримо. 

В гендерном плане либерализм (как это понимается в современной политологии) основывает свою политику на праве прав человека и стремится законодательно урегулировать гендерное равенство с тем, чтобы обеспечить равенство и безопасность женщинам, защитить их от произвола мужчин, социально навязанных стереотипов и предоставить женщинам возможности реализовать свою индивидуальность, свои права в обществе. 

Продолжение следует

Эсенбек Урманов

Понравился материал - поддержите нас