Друзы тайно мечтают о завоевании Мекки и Иерусалима

Категория: 
Друзы

Друзы – одно из наиболее таинственных сообществ Ближнего Востока. Его происхождение, основы веры и устремления на протяжении многих веков остаются покрыты завесой плотной тайны. Выживание друзов в таких полярно противоположных обществах, как Ливан, Сирия и Израиль является демонстрацией исполнения завета одного из основателей веры: “Подчиняйтесь любой нации, что господствует над вами, но в своем сердце помните обо мне”.

Этническое происхождение друзов традиционно принято рассматривать как отличное от окружающего их арабского мусульманского моря, жаркие споры о нем продолжаются и по сей день.

Камаль Джумблатт, бывший глава друзов Ливана и отец нынешнего друзского предводителя, Валида Джумблатта утверждал, что история друзов насчитывает не менее 5 тысяч лет, и приводил, в качестве доказательства, ссылки на индийские, египетские и греческие корни веры. Как и во всем, что касается этнической истории сект и племен Ближнего Востока, существует диаметрально противоположный подход, согласно которому друзы – относительно недавнее изобретение, и имя секты происходит от французского крестоносца графа де Дрю. Теория, конечно же, не выдерживает никакой критики и даже наиболее патриотически настроенные французские историки были вынуждены признать, что никаких следов французского влияния среди друзов обнаружить не удалось.

Несомненная связь веры с шиитской ересью, возникновение секты в фатимидском Египте ХI-го века подталкивает многих к тому, что этнически ядро друзов имело персидский характер. Главным распространителем веры был проповедник из Персии, ад-Дарази, который и предоставил собственное имя для новой религии. Ливанский специалист по истории рабов Филипп Хитти приходит к следующему выводу: “Друзы были смесью персов, иракцев, и персоподобных арабов, “. В двадцатом веке, по чисто политическим мотивам, были сделаны попытки “интегрировать” друзов в арабский национализм и панарабизм, которые с треском провалились – прежде всего потому, что не соответствуют самой друзской традиции и игнорируют пропасть, разделяющую друзскую веру и ислам. В то же время, с учетом той роли, которую играли берберские племена в фатимидском Египте, данный этнический элемент, скорее всего, также внес свой вклад в формирование друзской общины.

Сами друзы не рассматривают себя в качестве мусульман – несмотря на то, что большинство друзов, скорее всего, являются потомками шиитов.

Во что верят друзы

Друзы строго придерживаются следующих религиозных принципов (таалим):

  • Первый принцип в буквальном смысле гласит: ”Держи язык за зубами”. Друз должен следить за своей речью, держать своё обещание, не сплетничать и не лгать. Друзская поговорка гласит: “Кто лжет своему брату, лжёт своему Владыке”. Друз должен говорить брату-друзу исключительно правду. Лгать неверным можно, а в некоторых случаях, попросту необходимо;
     
  • Второй принцип: “Смотри за своим братом”. Друз должен беречь членов общины, защищать их собственность, воздавать им хвалу, оберегать их честь. Друзы часто говорят о себе как о медной тарелке – если ударить по одному её концу, ответный звук будет исходить от всей тарелки в целом;
     
  • Третий принцип: “Не поклоняйся идолам и тщеславию”. Друз не должен поклоняться богам, идолам, “святым камням” и т.п. Друзы должны уклоняться от путей других религий, поскольку они молятся “тщеславным богам (`адам), в то время как друз верит в привилегию того, что Бог явится перед его собственными глазами, буквально, физически (кашф). Друзы считают всех недрузов неверными;
     
  • Четвертый принцип: “Уклоняйся от дьявола и от злых деяний”. Доблестными деяниями, такими как прием гостей, уклонение от злых поступков, борьба за справедливость, дьявол отгоняется и друз может дистанцироваться от него;
     
  • Пятый, и самый важный принцип: “Верь в уникальность Бога и передавай эту веру из в поколение в поколение вечно”. Этот же принцип требует верить в аль-Хакима, как последнюю из известных реинкарнаций бога;
     
  • Шестой принцип: “Принимай деяния ВСевышнего, каковы бы они ни были”. Согласно этой концепции, всё, что исходит от бога, и зло, и добро, должно приниматься безоговорочно. Действия бога превосходят способность человека к пониманию, и никто не должен спрашивать о причинах вреда или трагедии;
     
  • Седьмой принцип: “полное принятие и тайных, и явных приказов Всевышнего”. Концепция основана на слепой вере в судьбу и предопределённость: судьба человека установлена директивой бога и возможности её изменить не существует;
     
  • Друзы верят в реинкарнацию. Она продолжается до тех пор, пока личность достигнет совершенства и превратится в звезду. Мужчины могут переродиться только в мужчин, а женщины – только в женщин;
     
  • С точки зрения друзов, все предыдущие религии не были ложными – они были лишь различными “типами” истинной религии. И Библия и Коран вдохновлены Богом, но священным книгам более никто не следует;
     
  • Друзам в целях собственной безопасности позволено исполнять внешние ритуалы иной религии, а свою собственную практиковать секретно;
     
  • С религиозной точки зрения, друзы разделены на две группы – уккаль (“мудрые”, “эзотерики” ед. число – акиль) и джуххал – обычные друзы. Поскольку друзское общество отличается крайним консерватизмом, уккаль играют в повседневной жизни очень большую роль, несмотря на их весьма небольшое число;
     
  • Интересным штрихом к портрету друзов является то, что в уккаль могут попасть женщины, и, фактически, их число в этой религиозной элите несколько превышает количество мужчин. Религиозный статус не передается по наследству и мужчины для того, чтобы превратиться в религиозный авторитет, должны пройти серию тестов;
     
  • Женщины принимают участие в религиозных собраниях (халва) но сидят отдельно от мужчин;
     
  • Мужчина-акиль может жениться только на женщине-акиле. Акилу позволено заниматься сексом исключительно с целью воспроизведения рода. Любой друз, даже простой, не может иметь более одной жены. Он не может вернуться к жене, с которой развёлся или даже находится с ней под одной крышей – до конца своих дней. Развод возможен и имущество при нём делится поровну. В присутствии чужака женщина должна полностью скрывать свое лицо, за исключением глаз, рта и носа. Акилу запрещено находится наедине с женщиной, если она не является его прямой родственницей – матерью, женой или сестрой. Ему даже запрещено приветствовать её, если встретится по дороге;
     
  • Основной культовой книгой друзов является «Расаиль аль Хукма» (Письма о знании), копия которой находится в завернутом состоянии в местах паломничества друзов, однако прикасаться к ней имеют право только друзы, прошедшие специальную подготовку. Хотя сами друзы отрицают этот факт и утверждают, что из главная книга Коран. 

Фатимиды и друзы

История распространения друзской веры неразрывно связана с Фатимидским Халифатом. В 909 году было объявлено о создании шиитского халифата Абдуллой аль-Махди Биллахом. Основной движущей силой нового халифата были береберские племена Алжира и Туниса, центр их власти находился первоначально в Мехдия, Тунис, и достаточно быстро распространился практически на всю Северную Африку. В 969 году фатимиды основали аль-Каира (Каир). Имя связано с планетой Марс (“Успокоитель”), которая была видна в момент начала строительства города.

Абдулла аль-Махди претендовал на то, что является потомком пророка Мухаммеда по линии его дочери, Фатимы, и её супруга (кузена Мухаммеда) Али ибн Абу-Талиба – четвёртого праведного халифа. Когда настала пора выдавать замуж Фатиму, многие богатые и влиятельные люди хотели на ней жениться и породниться с Пророком, предлагая за девочку 100 верблюдов и даже больше. Мухаммед, однако, выдал её замуж за Али.

Ко времени возникновения друзской веры Египет превратился в центр могущественной империи, в состав которой входили Северная Африка, Палестина, Иордания, Хиджаз, африканское побережье Красного моря, Ливан, Сирия, Йемен и Сицилия. Египет процветал и фатимиды создали обширную сеть торговых маршрутов в Средиземноморье и Индийском океане. Важнейшей характеристикой экономической системы была торговля с Китаем.

Политически фатимиды опирались на берберские и тюркские армии (позднее в составе армий появились черные африканцы и даже армяне), и зависели от бесперебойного поступления денежной прибыли от торговли для содержания армий, которые в силу своих этнических различий периодически враждовали.

Фатимиды, в отличие от большинства правительств того времени, ценили талант вне зависимости от происхождения и религии. Высокие посты занимали не только члены конкурирующих исламских сект, в том числе, сунниты, но христиане и евреи. Последние были необходимы для поддержания монетарного баланса с Европой и обеспечения бесперебойности денежных потоков, поддерживавших империю.


Друзы в начале ХХ века

Неистовый халиф аль-Хаким

Центральной фигурой друзских верований является шестой исмаилитский халиф аль-Хаким (аль-Хаким Биамриллях, “правящий волей Аллаха). Аль-Хаким является одной из наиболее любопытных и противоречивых фигур в истории мусульманства и раннего средневековья. Упомянутый выше Филипп Хитти (ливанский маронит) рассказывает несколько версий о его происхождении. У отца аль-Хакима, Абу Мансура Низара аль-Азиза было две жены. Согласно наиболее распространенной теории, матерью аль-Хакима была христианская рабыня из числа мелькитов (христиан византийского обряда, населявших Левант и Египет). По еще более причудливой версии, она (имя ее неизвестно) была русской (!), сестрой патриарха Иерусалимского. Некоторые утверждают, что последующие действия аль-Хакима объяснялись тем, что он пытался отбиться от обвинений в симпатиях к единоверцам матери.

Основным пропагандистом друзской веры в то время был прибывший из Персии в Каир в 1014 году мыслитель и проповедник Хамза ибн Али ибн Ахмад. Его почитатели собирались в мечети Райдан, рядом с нынешней мечетью аль-Хаким.

1017 год друзы считают началом своей официальной истории. Халиф аль-Хаким был провозглашен богом на земле. Многие современные ученые оспаривают настолько радикальную интерпретацию и спекулируют на тему того, что Хаким мог восприниматься в качестве “космического интеллекта, соединяющего Аллаха с его творением”, либо же “реинкарнацией Аллаха или его имиджа на Земле”. Независимо от этого, многие подданные халифата, скорее всего, воспринимали Хакима как бога – в полном соответствии с традициями древних цивилизаций Египта и Персии.

Друзы, в отличие от мусульман, верят, что Аллах в физическом виде появлялся на Земле (возможно, до 70 раз). Христос был истинной манифестацией космического интеллекта, в то время как Мухаммед – нет. Аль-Хаким был последней из известных реинкарнаций бога.

В качестве таковой аль-Хаким совершил множество странных поступков, которые выглядели особенно шокирующими на фоне привычной толерантности фатимидов.

Столкнувшись с могущественными византийскими и аббасидскими армиями в конце Х-го века фатимиды осознали, что и у их могущества есть предел и попытались провести реформы, результаты которых, с точки зрения врагов аль-Хакима, стали настоящей катастрофой и, в конечном счёте, привели к упадку халифата.

Ниже следует краткий перечень его наиболее громких деяний и поступков:

В 1004 году он обязал всех христиан носить кресты, а евреев – черные тюрбаны.

В 1005 он публично проклял соратников Пророка и издал приказ, чтобы эти проклятия были высечены на стенах мечетей.

В 1007 году он сначала запретил, а затем снова разрешил вино, бордели, поющих рабынь и музыкантов. Он запретил сапожникам изготавливать обувь для женщин (чтобы не выходили из дома, потому что за пределами дома им все равно нечего делать). Многие сапожники разорились.

Он приказал, чтобы в банях люди мылись в одежде.

Некоторые женщины, посмевшие нарушить запрет на выход из дома, были брошены в тюрьму.

Он приказал, чтобы люди без дела не шлялись по рынкам, где торгуют рабами, и постановил, чтобы рабами и рабынями торговали в разные дни недели.

На определенном этапе он согласился, чтобы его сторонники, включая Исмаила ад-Дарузи, молились на него, как на бога.

Запретил кушать бананы и есть рыбу без чешуи (которой в Египте традиционно питалось множество людей). Поставил вне закона игру в шахматы.

Сжёг еврейский квартал в Каире.

В 1008 году исмаилитский миссионер, наблюдавший чудо возгорания священного для христиан огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме пришел к выводу, что речь идёт о дешёвом христианском трюке для привлечения паломников. Аль-Хаким был настолько разъярён, что велел не только снести Храм, но и кирками раскрошить камни, из которых он был построен.

Тогда же было запрещено Вербное воскресенье в Иерусалиме.

В 1008-1009 годах начались массовые гонения против христиан и евреев. Их вынуждали носить колокольчики. Владения монастырей были конфискованы, монастыри разрушены, христианские епископы замучены до смерти.

Христианам было запрещено употреблять вино для религиозных церемоний.

В 1011 была запрещена демонстрация крестов.

В 1012 христианам запретили ездить верхом. Новая волна разрушений монастырей.

В 1013 году издал эдикт, в соответствии с которым подданные должны были величать его “Владыкой”.

В 1013 году узнав, что некоторые из перешедших в Ислам христиан продолжают причащаться, позволил этому продолжиться. Более того, позволил христианам, перешедшим в мусульманство, возвратиться обратно в свою религию.

Запретил некоторые мусульманские молитвы.

За время своего правления аль-Хаким убил множество визирей, своего учителя Абуль Касима, и без счёта – конюхов, поваров, врачей, солдат, разведчиков, ученых. Однажды он заподозрил своего двоюродного брата в том, что тот сам хочет стать халифом и ударил его мечом. Раненный брат долго извинялся и просил прислать ему врача. Аль-Хаким сначала послал своего врача, но потом передумал, послал рабов, велев принести ему отрубленную голову брата. После этого он велел убить всех, посетивших похороны брата. Во времена аль-Хакима осужденным либо отрубали голову, либо распинали их на кресте.

После приема различных мусульманских и христианских знаменитостей, целовавших пол его дворца и моливших о прощении, он издавал декларации, гарантировавшие неприкосновенность членам различных общин, а также собственным рабам, дворецким, слугам, солдатам и обществу в целом.

Некоторые ученые считают, что крайне противоречивые сведения об аль-Хакиме и его отношениях с ранними проповедниками друзской веры связаны с расколом среди самих друзов. Согласно этой теории, аль-Хаким распорядился уничтожить секту последователей ад-Дарази, как еретическую и вместо этого поддержал аль-Хамзу, который и провозгласил аль-Хакима воплощением бога на Земле. В любом случае, ад-Дарази был или казнен, или укрылся с небольшой горсткой сторонников в горах Ливана. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что сами друзы себя друзами не называют, а вместо этого употребляют термин мувахиддун (единобожники, униаты).

Сам аль-Хаким тоже исчез – однажды ночью в 1021 году он просто не вернулся с ночной прогулки. Некоторые подозревают, что он был убит своей могущественной и амбициозной сестрой Ситт аль-Мулк, ставшей регентшей при малолетнем халифе аз-Захаре. С точки зрения друзов, аль-Хаким просто ушел в “Великое Сокрытие” – вместе с пророком его, аль-Хамзой (подобно тому, как туда же, согласно шиитской теологии, ушел Махди).

После “ухода в тень” аль-Хакима и аль-Хамзы движение возглавил Бахау д`Дин, а халифат – малолетний сын аль-Хакима, Али аз-Захар.

Поскольку друзы отказались признать нового халифа в качестве имама, а вместо этого признали имамом Хамзу, аз-Захар (регентша Ситт аль-Мулк) приказал уничтожить движение. На протяжении семи следующих лет друзы подверглись ужасающим гонениям. Правительство попыталось внедрить в друзскую общину множество шпионов с тем, чтобы скомпрометировать и уничтожить её окончательно. Военные столкновения друзов и фатимидских армий шли от Александрии до Антиоха. В результате десятки тысяч друзов были вырезаны, наиболее известной является бойня в Антиохе, в ходе которой были убиты более пяти тысяч религиозных лидеров и последовавшая за ней бойня в Алеппо.

Конец друзскому прозелитизму

Те, кто выжил, скрывались в горах Ливана и Сирии. В 1038 году аз-Захар умер, и, по крайней мере, одному друзскому лидеру удалось найти общий язык с новым руководством халифата. В 1042 году Бахау д`Дин провозгласил конец проповедованию веры и в секту перестали принимать новых членов. С тех пор и до сегодняшнего дня друзом может стать только человек, родившийся в семье друзов. Института перехода в друзскую веру, также как и выхода из нее, просто не существует .

Друзы верят в существование тайной друзской секты в Китае. Конец света настанет тогда, когда гонения на друзов достигнут пика. Именно тогда  вернутся аль-Хаким и Хамза. Сирийские и китайские друзы объединятся и завоюют Мекку и Иерусалим, и после этого весь мир примет друзскую веру.

16.02.2016

Понравился материал - поддержите нас